Apple и Google сохранили за собой первое и второе место, соответственно, в ежегодном рейтинге самых инновационных компаний The Boston Consulting Group
При этом Apple занимала первое место каждый год, начиная с 2005, а Google - второе место каждый год, начиная с 2006.
Tesla Motors поднялась с седьмого на третье место, Microsoft и Samsung замкнули пятёрку лидеров.
В список инноваторов этого года вошло 29 компаний из США, 11 из Европы, 10 из Азии, 3 из Китая и одна из Индии.
В рейтинге присутствуют как технологические, так и традиционные компании: как и в первом исследовании BCG, пять из десяти лидеров не работают в сфере технологий.
Уже в десятый раз, начиная с 2004, BCG опрашивает более 1 500 топ-менеджеров по инновациям из разных стран и отраслей промышленности, чтобы получить представление о состоянии инноваций в бизнесе.
В новом отчёте The Most Innovative Companies 2015: Four Factors that Differentiate Leaders («Самые инновационные компании 2015: четыре отличительных черты лидеров») представлен рейтинг из 50 компаний, которые респонденты из разных стран мира считают самыми инновационными.
Самые инновационные компании в 2015
Успеху инноваторов способствуют четыре следующих фактора:
- способность обеспечить высокую скорость развития инноваций;
- совершенствование бережливых процессов в области НИОКР;
- максимально эффективное использование технологических платформ;
- систематическое изучение смежных рынков.
В основе успеха лежат научные исследования и технологии, которые приобретают всё большее значение в качестве факторов развития инноваций, поскольку способствуют разработке новых продуктовых предложений и дают возможность дестабилизировать существующий рынок.
Скорость и бережливые процессы: сильная комбинация
Компании, которые стремятся к высокой скорости развития инноваций, высоко оценивают свои способности в этой области: так поступили 42% компаний, поощряющих культуру быстрого внедрения инноваций, и менее 10% их более медленных конкурентов. Более того, «быстрые» компании считают свои организации более способными к прорывным инновациям: об этом заявило27% представителей «быстрых» компаний по сравнению всего лишь с 1,5% «медленных». Скорость имеет большое значение, поскольку именно долгий срок разработки мешает получить прибыль от инвестиций в инновации. В 2015 42% опрошенных назвали это основным препятствием для получения прибыли, что на 6% больше, чем в прошлом году.
Бережливые практики, которые изначально ассоциировались только с производством, получили распространение и в менее структурированной сфере НИОКР. Согласно исследованию The Boston Consulting Group, сильные инноваторы в два-три раза чаще придерживаются бережливых принципов, чем менее успешные компании.
«Чтобы правильно организовать процессы в сфере НИОКР, нужен особый подход: с одной стороны, необходим достаточный уровень контроля, а с другой – этот контроль не должен подавлять творческое начало, которое даёт жизненные силы НИОКР, – говорит Майкл Рингель, партнер BCG и один из авторов отчёта. – Нужно не только правильно решать стоящие перед вами задачи, но и правильно их формулировать. Чтобы правильно решать задачи в сфере НИОКР, нужно следовать тем же принципам, которые составляют основу бережливого подхода в производстве и в других областях. При этом бережливый подход в НИОКР отличается от других областей необходимостью правильной постановки задач. Поскольку НИОКР – это деятельность, связанная с обучением, в ней существует множество степеней свободы; именно поэтому так важно понять, над какими догадками нужно работать, а какие – отбросить».
Широкое применение технологий
50% участников исследования этого года отметили прогресс в сфере технологических платформ как самый значимый тип инноваций в среднесрочной перспективе. Более половины руководителей, которые считают, что технологические платформы и большие данные оказывают большое влияние на бизнес, включили их в свои стратегии развития инноваций.
«В большинстве компаний технологии существовали в отдельной ячейке – отделе ИТ, – говорит Хади Заблит, партнёр BCG и один из авторов отчёта. – Сегодня компании из разных отраслей экономики используют большие данные, цифровые, мобильные и другие технологии, чтобы поддержать и создать возможности для развития инноваций во всей организации, от разработки новых продуктов до производства и стратегий выхода на рынок. В каждом случае основная задача – это создание платформы, которую можно эффективно использовать, раз за разом получая нужный результат».
Рост на смежных рынках: отличительная черта лидеров
Согласно данным отчёта, рост на смежных рынках – отличительная черта многолетних лидеров в области инноваций. Постоянные фигуранты ежегодного рейтинга 50 самых инновационных компаний The Boston Consulting Group, такие как 3M, Amazon, Apple, General Electric, Google и Procter & Gamble, хорошо умеют находить и использовать новые идеи в смежных сферах бизнеса, которые будут способствовать росту выручки.
«Когда рынки двигаются в сторону зрелости и усиливается конкуренция, многие компании замедляют формирование портфеля профильных бизнесов, – говорит Эндрю Тейлор, партнёр BCG и один из авторов отчёта. – Изучение смежных областей помогает инновационным компаниям открывать новые пути для роста с помощью выхода на новые рынки, где они получают прибыль от всей доли, которую занимают. Чтобы достичь успеха, эти компании часто используют наработанные компетенции в области бережливого производства, быстрого внедрения и передовых технологий, чтобы создать почву для инноваций как на ближайших, так и на отдалённых рынках».