Apple является лидером рынка, каждый ее новый продукт приковывает внимание мировых СМИ. Но мало кто задумывается о том, как изменилась корпорация за последние годы. Какие трансформации произошли с «яблочным» гигантом, учитывая тенденции рынка, запуск новых продуктов и работу Тима Кука?
Может показаться, что Apple сегодня находится примерно на том же уровне, как и при жизни Джобса: те же основные продукты, почти те же цены, те же ориентиры на простоту и функциональность. Однако, если копнуть глубже, можно обнаружить, что Кук действительно последовал совету своего предшественника на посту гендиректора и изменил компанию так, как считал нужным. Издание Rusbase обозначило самые значительные шаги Тима Кука.
Apple все больше старается полагаться на собственные силы при разработке чипов и датчиков, используемых в их устройствах. Это дает компании возможность более тщательно контролировать производство гармоничного сочетания оборудования и программного обеспечения, что имеет значение не только для будущего iPhone, но и для всего, что будет дальше.
12% прибыли Apple приходится на сервисы и услуги – iCloud, Apple Pay, AppleCare и App Store – и эта доля бизнеса растет быстрее, чем продажи устройств. «Я ожидаю, что эта сфера нашего бизнеса будет огромна, — говорит Кук. — Она уже достигла большого размаха. Недавно мы стали открывать, что если посмотреть на это как на отдельную компанию, трудно будет найти достойных конкурентов».
Продукты компании уже давно стали примером прекрасного индустриального дизайна, но Кук смог привить идею сезонов и коллекций, как это было реализовано с Apple Watch (вспомнить хотя бы их совместную с брендом Hermes линейку ремешков). Обновление бутиков Apple Store под руководством ветерана Burberry Анджелы Арендтс также отражает это веяние: аксессуары презентуются уже не как технологические игрушки, а как модные вещи.
Один миллиард человек заходит в Apple Store, чтобы найти что-нибудь стоящее и установить себе на iPhone, и в Apple делают ставку на увеличение числа загрузок (и, соответственно, увеличение прибыли). Руководить магазином стал директор Apple по маркетингу Фил Шиллер, который за последние полгода совершил больше изменений, чем за все время существования магазина до этого — добавил рекламное размещение и расширенные возможности подписки, чтобы сделать приложения более эффективным бизнесом.
Компания заключила крупную сделку с IBM по поставке устройств бизнес-клиентам. iPad Pro все больше позиционируют как инструмент для профессионалов, переводя его из класса устройств для обычных потребителей, где интерес у нему угасает, в класс бизнес-ноутбука нового поколения.
В Apple понимают, что стремление выпускать сразу безукоризненные продукты слишком переоценено. iOS 10 и macOS Sierra сейчас испытывается публичными бета-тестерами. Новая файловая система, которая будет выпущена в следующем году, уже находится в руках разработчиков. Даже в Apple Watch проявилось желание компании сначала выпустить продукт, понять реакцию пользователей и принять соответствующие меры.
Автомобили, здравоохранение, производство оригинального контента, энергетика – Apple делает большую ставку на перспективные сферы, в которых уже немало игроков, развиваться сложно, и вряд ли когда-то будет доминировать одна компания. «Наша стратегия, — говорит Кук — состоит в том, чтобы помогать вам практически во всех сферах жизни».
У Стива Джобса была миссия – популяризовать компьютеры, превратив их в «велосипеды для разума», и сделать их такими же красивыми, как и все другие вещи, которые важны для жизни людей. Кук наделил компанию моралью – через свой камин-аут и поддержку политики по смене пола, выступления против ФБР в споре о праве потребителей на конфиденциальность и превращение Apple в экологического лидера в отрасли, которая неминуемо потребляет ценные ресурсы. «Я убежден, что у компаний, как и у людей, должны быть ценности», — говорит Кук.
Компания из Купертино имеет на руках $233 млрд. За последние два с лишним года она потратила около $117 млрд на обратный выкуп своих акций. Хотя некоторые считают эти финансовые ходы отвлекающими маневрами, все это является частью процесса по профессионализации компании, затеянного Куком. Подобные финансовые усложнения могут дополнить другие преимущества Apple. Как говорит сам Кук, «я хочу, чтобы Apple существовала вечно».